12 частых ошибок авторов из книги «Как написать книгу, чтобы ее не издали»

«Как написать книгу, чтобы ее не издали. 200 классических ошибок» — книга для писателей, авторов художественной литературы. Некоторые советы из нее пригодятся и тем, кто пишет статьи. Я не стала долго думать над рецензией и просто собрала 12 цитат из книги, отражающих самые распространенные ошибки авторов блогов и интернет-СМИ. В книге 200 полных советов и очень много примеров — прочитать стоит.

Ошибка 1: затягивать начало

«Сюжет неизданного романа начинается со знакомства с героем, затем с его матерью, отцом, братом и кошкой и продолжается долгими сценами, где каждый из них по очереди демонстрирует характерное для него поведение. Затем следуют эпизоды, в которых все они так или иначе общаются и взаимодействуют, ходят в рестораны, бары, гости, и всё это по-прежнему сопровождается детальными описаниями. 

Огромное количество проблем можно решить одним способом: знать, чего хочешь, и идти к этому. Не нужно писать сотни страниц, если понятия не имеете, о чём хотите рассказать»

Ошибка 2: не вырезать лишние детали

«Любую сцену можно уничтожить бессмысленными детальными описаниями. Это похоже на парадокс Зенона, согласно которому стрела никогда не достигнет цели, потому что всегда остается преодолеть еще половину пути. Точно также читателю начинает казаться, что развязка всё дальше. 

Конечно, вы должны знать всё о своем персонаже, но в редких случаях действительно нужно делиться этим с читателем. Говоря в редких случаях, мы имеем в виду никогда»

«Вы как автор оказываете читателю услугу — рассказываете историю. Когда вы сами обращаетесь к кому-то за услугой, например к IT-специалисту, разве вы хотите слышать всё, что он знает о языке C++, кодировке SSID и шифровании открытого ключа, прежде чем он скажет вам, как вернуться в интернет?». 

Ошибка 3: добавлять информацию не по теме

«Удивительно, но часто 20 страниц можно смело заменить одним абзацем или внутренним монологом. Доброкачественной опухолью мы называем сцену, главы или просто большие куски текста, которые можно вырезать без каких-либо последствий для организма. В смысле, для романа. 

Конечно, множество вещей было бы интересно описать, но для читателя в высшей степени непонятно, почему все это никоим образом не отражается на героях и истории вообще. В первых черновиках такого добра бывает много. Внимательно перечитывайте и редактируйте написанное. И помните: объем того, что можно вырезать не ограничен»

«Предвосхищая ваши возражения, утверждаем: нет, не стоит оставлять такие сцены, даже если они “лучшее из того что, что я когда-либо писал”. Подобные отрывки, как детские рисунки: безумно интересны родителям и близким, но не представляют никакой ценности для всех остальных»

Ошибка 4: не работать над стилем

«Из всех способов убить интерес редактора к вашей книге стиль  — самый надежный и смертоносный. Это настоящий аналог быстродействующего яда. В то время как утомительный сюжет и топорно вырезанные герои убивают интерес постепенно, страница за страницей, заунывная и невнятная манера повествования заставит отложить вашу книгу после первого абзаца. 

Если вы серьезно настроены не печататься, злоупотребляйте длинными неоднозначными словами. Не соглашайтесь на простые слова и описания. Пусть люди “устремляются” из комнаты, а идеи “пронизывают” головы. Если же вам хватит смелости, то пусть идеи устремляются из головы, а люди пронизывают комнаты. Не останавливайтесь на достигнутом, если смысл по-прежнему ясен»

Ошибка 5: использовать непонятные термины

«На самом деле любой жаргон подойдет. Согласитесь, если вы владеете терминологией китобойного промысла или устаревшей лексикой Средневековья, было бы глупо не использовать это в вашем романе. Начинающие писатели часто уверены, что гении используют лишь малоупотребительные слова из словаря, не способные выжить естественной среде. Простите, но это не писательство. Это выпендреж. 

Безусловно, в книгах встречаются слова, которые мы не употребляем в повседневной жизни. Но лексические единицы, привлекающие внимание своей редкостью, на самом деле отвлекают внимание от сюжета. Это вовсе не значит, что вам нужно самому себе заткнуть рот и ориентироваться на словарный запас пятиклассника. Нет ничего плохого в том, чтобы время от времени обогащать читательский лексикон. Однако это допустимо лишь в том случае, когда выбранное вами слово наиболее полно выражает вашу мысль. Обычно использование таких слов, как “сооружение” вместо “здание” ничего не сообщает читателю, кроме того факта, что вам известно слово сооружение»

Ошибка 6: казаться умнее, чем вы есть

«Употреблять слова, которые не знает читатель, плохая идея. Но это можно хоть как-то объяснить. А вот употреблению слов, которых не знаете вы сами, никаких оправданий нет. Почти верное употребление слова или употребление другого слова почти как правильного равносильно почти владению языком. 

Может показаться, что случайная оговорка не столь важна, но язык вашего произведения платье, в которое одета ваша книга, поэтому говорить “игристый”, когда вы имеете в виду “игривый”, равносильно тому, что вы пришли на прием, надев нижнее белье вместо костюма. 

Самое верное решение использовать только те слова, в значении которых вы уверены. То есть те, которые вы свободно бы употребляли в разговоре с очень образованным саркастичным другом, и он не постеснялся бы посмеяться, если бы вы сказали что-то не то»

Ошибка 7: пытаться быть слишком остроумным

«Некоторые писатели чувствуют необходимость не только в употреблении экзотических слов, но и в игре с ними. Для таких авторов не существует перегруженных конструкций и вычурных каламбуров. 

Есть четкая грань между остроумием и глупостью. Чем больше вы хотите казаться остроумным, тем чаще будете к этой границе подходить и тем больше у вас шансов не заметить, когда пересечете ее. Если вы сами в восторге от своего остроумия, стоит остановиться и подумать: оно нужно вашему роману или только вам».

Ошибка 8: использовать клише 

«Клише стали таковыми не случайно. Когда-то каждое из них было свежей и меткой фразой, которая описывала что-либо так емко и убедительно, что закрепилась в языке именно в этом виде. 

Порой стандартная формулировка и вправду идеально подходит для выражения мыслей. Сказать, что кто-то выглядит сногсшибательно бывает очень кстати, чтобы не отвлекать внимание от повествования. Но есть критическая масса клише, превысив которую вы рискуете убить свой роман. Штампованные слова давно затерлись, утратили свое истинное значение»

Ошибка 9: а потом еще добавить канцелярита

«Канцеляризмы один из прогрессирующих недугов начинающих литераторов. Посвятив годы написанию деловых писем, заполнению различных форм и жалоб на соседей, неоперившиеся авторы наконец садятся за любовную сцену. Но в итоге мы получаем смесь психиатрического заключения и налоговой декларации, круто замешанную на четырехсложных синонимах слова “милый”. 

В своей упорной борьбе за сухость языка и официальный тон автор и сам начинает верить, что любой текст должен быть плоским и безжизненным. И только тогда он будет метким».

Ошибка 10: усложнять повествование

«Некоторые авторы убеждены: раз уж таких писателей, как Джойс или Фолкнер, трудно понять, значит, трудная для понимания литература в принципе может считаться великой. Это заблуждение сродни тому, что воин, надевший шкуру льва, будто бы приобретает его силу. Не забывайте, что цель литературы донести мысль до читателя. Не нужно стремиться к иносказанию. Читатель должен сам понять произведение, а не звонить вам с просьбой прояснить написанное. 

Если среднестатистический читатель не может уловить вашу мысль, это не повод для гордости, а, скорее, признак солипсизма. В таком случае можно смело говорить о том, что в вашем романе нет никакого смысла. Перечитывайте, стремитесь к ясности, даже если это идет вразрез с вашим лирическим талантом»

Ошибка 11: неправильно использовать метафоры

«Метафоры и сравнения должны очень точно описывать предметы и отражать как настроение, так и контекст, в котором употребляются. Теоретически девушка может быть “красива, словно Крайслер-Билдинг”, но, поскольку такие стандарты красоты сильно разнятся с общепринятыми, читатель будет растерян. 

Еще одну проблему можно обозначить как “потерявшийся за деревьями лес”. В этом случае метафора затмевает собой то, что вы стремитесь подчеркнуть. Подобное происходит, когда для нее нужно отдельное объяснение и погружение в контекст; к тому времени, как читатель полностью нарисует у себя в голове картинку, он уже забудет, что же она описывала»

Ошибка 12: нарушать логику повествования

«Подобно элементам сюжета, предложения, выражающие ваши мысли, должны следовать друг за другом логически. Для тех случаев, когда хочется внезапно сменить тему, судьба даровала нам разделение на абзацы. 

Но только одним разделением на абзацы не обойтись. Если каждый абзац в вашей главе будет посвящен своей теме, читатель быстро оставит попытки связать все воедино. Должно быть что-то масштабное некое связующее звено, главная мысль. И помните: каждый раз, когда меняете тему, переход должен быть логичным и последовательным»