Как найти редактора или автора для корпоративного блога

 

В 2014 году я впервые искала авторов для клиентского проекта и была уверена, что быстро найду подходящих. Ведь авторов и копирайтеров так много: даже если забыть про биржи, на HeadHunter и аналогичных сайтах тысячи резюме, в Facebook кто-то постоянно ищет работу. В итоге поиск занял почти месяц. Позже я поняла, что это быстро. В сложных нишах вроде IT, медицины и тому подобных искать нужных спецов можно намного дольше. 

Расскажу, на что обращаю внимание при поиске авторов и редакторов, как и где ищу хороших специалистов.  

Отклик на вакансию

Для пишущих людей отклик на вакансию — самый первый и важный контакт с клиентом. Хороший специалист, заинтересованный в проекте, это понимает. Я не советую работать с людьми, которые в отклике на вакансию:

  • допускают ошибки, особенно несколько;
  • неуместно креативят, например: шутят, но не смешно, пытаются показаться оригинальными, но вам неловко читать текст;
  • пишут длинные письма, не заботясь о вашем времени;
  • пишут не по теме: где родились, как звали их двоюродного дедушку, как писали в школьную газету или что-то подобное;
  • не выполняют просьбы, озвученные в вакансии: написать на почту, а не в личку, приложить примеры работ, рассказать об образовании.

По моему опыту, если человек уже на старте делает не так, много ошибается, вызывает у вас сомнения — лучше сразу отказаться. Это проще, чем потом объяснять, почему вы не можете принять первый текст, или оплачивать плохую работу.

Портфолио

Выясните, с кем кандидат работал, что делал, может ли показать примеры проектов/текстов. Лучше просить ссылку на портфолио или примеры работ сразу в тексте вакансии. Оценивайте не только примеры в портфолио, но и тексты на сайте или в блоге специалиста. Статьи, которые человек пишет без чужой редактуры, тоже могут многое рассказать — критические моменты, такие как безграмотность или отсутствие логики, будут видны.

Хорошо, когда есть тексты по вашей теме и того формата, который нужен. При этом формат важнее: человек, пишущий только seo-тексты по нужной теме, вряд ли сможет сделать сложную статью. А автор, умеющий работать со сложными статьями, пусть и не по вашей теме, часто может решить вашу задачу, к примеру, найти эксперта и сделать текст с ним.

Частый вопрос: должен ли автор или редактор разбираться в теме?  Для сложных ниш: медицина, юриспруденция, IT, лучше найти понимающего автора или редактора, иначе он будет лажать в мелочах и пропускать ляпы. Для узких ниш и блогов о продукте — вы что-то производите или продаете, хотите об этом рассказать — подойдет любой хороший автор, вряд ли вы найдете пишущего человека с нужными знаниями. Проще взять того, кто сможет извлечь контент из сторонних экспертов, ваших сотрудников и внутренних процессов компании. Если вы сразу знаете, что автору или редактору нужно общаться с вашими экспертами и делать статьи по собранной фактуре, то в первую очередь важны опыт и навыки, а не знание темы.

Делиться экспертизой и информацией придется в любом случае, лучше вас ваш бизнес никто не знает.

Тестовое задание

По портфолио отберите несколько человек с лучшими кейсами, уточните у них цены и условия работы. Расценки отличаются даже у авторов одного профессионального уровня. Хотя, конечно, опытный специалист обойдется дороже неопытного.

Выберите 2-3 кандидатов и договоритесь на одну статью, оплачиваемую в случае публикации.

Тестовые задания без оплаты подходят в трех случаях:

  • вы выбираете среди большого количества новичков;
  • ваша компания крупная и известная;
  • в вашем случае для оценки компетентности достаточно короткого тестового задания.

Новички готовы на тест, потому что у них нечего показать. Опытные авторы могут сделать тестовое, чтобы попасть на работу в крутую компанию. Если ваша компания пока не условный Google, пробуйте авторов сразу в деле — иначе на поиск хорошего сотрудника уйдет много времени, бесплатное тестовое распугает годных кандидатов.

Короткое тестовое задание можно использовать на стартовом этапе, если вы не доверяете портфолио. Для итогового отбора я рекомендую давать оплачиваемую полноценную статью — иногда человек хорошо справляется с коротким текстом, а потом не может написать логичный текст большего объема.  

Кроме тестового задания

Автор сдал текст, но отбор на этом не заканчивается:

  1. Посмотрите, комфортно ли сотрудничать с человеком, соблюдает ли он сроки, как ведет себя в переписке. Если уже на старте возникает дискомфорт или срок сдачи текста переносят, дальше будет хуже.
  2. Оцените, какие вопросы задает автор или редактор: интересуется вашим бизнесом или нет, спрашивает про аудиторию блога, цели и задачи. Отсутствие вопросов — тревожный знак. Слишком много вопросов, ответы на которые легко найти, — тоже не очень хорошо.
  3. Обязательно попробуйте внести в первый текст правки. Посмотрите, как автор реагирует на замечания, пытается вас услышать и понять, как аргументирует свою позицию, если не согласен.

Места поиска

Я знаю пять способов найти хорошего автора или редактора:

  • посмотреть резюме на бирже Главреда; 
  • разместить объявление в каналах в Телеграме, почему-то оттуда приходит больше адекватных откликов, другие соцсети работают в несколько раз хуже;
  • поспрашивать у знакомых, попросить посоветовать тех, с кем они работали. При этом специалистов по рекомендациям тоже нужно проверять: если работа понравилась вашему знакомому, не факт, что она понравится вам;
  • посмотреть в соцсетях: возможно, у вас в друзьях есть авторы и редакторы, вы читаете тематические группы или страницы. Берите на заметку тех, кто пишет разумные посты или комментарии. Например, я схантила двух авторов после их постов в группе для копирайтеров — работаю с ними до сих пор, зову в каждый новый проект.

На обложке: Расколотый день. Владимир Волосов