«Ищите лучшее решение, а не лучшее решение, на которое вы способны»: рецензия на «Принципы» Рэя Далио

 

Из МИФа прислали книгу Рэя Далио «Принципы», и я решила, что она достойна большой рецензии в блоге. Автор — основатель крупнейшего хедж-фонда Bridgewater, один из богатейших предпринимателей, и, кажется, неплохой человек. Я выбрала принципы, которые показались мне наиболее важными, и сделала небольшой конспект. 

Цитата для затравки: Познать самого себя — первый шаг к осознанной жизни. Жизнь простого плотника, который получает удовольствие от работы с деревом, может быть более счастливой, чем жизнь президента США. Смелость, в которой человек нуждается больше всего, заключается не в том, чтобы взять верх над остальными, а в том, чтобы быть самим собой, независимо от того, кем вас хотят видеть другие.

Категоричность — нет, непредвзятость — да

Ключевая и, как мне кажется, важная для всех мысль книги — категоричность суждений мешает двигаться вперед. Мы отстаиваем свою точку зрения и не видим альтернатив, делим мир на черное и белое, не признаем полутонов и яростно боремся за то, что считаем верным.

Это может быть хорошо — упорство иногда помогает сдвигать горы, а может завести нас в пропасть, если мы отстаиваем заведомо неверную позицию по одной из этих причин:

  1. Наше эго — мы боимся признать неправоту и показаться непрофессионалами. Поэтому нам сложно отказаться от своей точки зрения и услышать других. Однако умение признать свои слабые стороны делает нас сильнее и успешнее. Вы не должны позволять своей потребности быть правым мешать вам быть объективным.
  2. Селективное восприятие — когнитивное искажение: люди склонны выборочно воспринимать информацию, обращая внимание на детали, подтверждающие их убеждения, и игнорируя детали, которыми им противоречат. Мозгу так проще сформировать стройную картинку мира, но именно здесь причина многих ошибок. 
  3. Предвзятость — нам кажется плохим то, что плохо для нас. Зацикливаясь на том, как по нашему мнению должны обстоять дела, мы теряем шанс понять, как они обстоят на самом деле. Конфликт интересов делает людей неспособными посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, как, например, приверженность одной религии заставляет людей ненавидеть приверженцев другой. 
  4. Слепые зоны — те зоны, где образ мышления мешает быть объективными, не позволяет увидеть истинное положение вещей. Они есть у всех, например: одни люди видят картину целиком, другие склонны видеть детали, или одни мыслят рационально, другие опираются на эмоции. У людей с разными типами мышления будут разные слепые зоны. 

Категоричность и предвзятость мешают использовать информацию на 100%, принимать верные решения, анализировать чужой опыт, учиться на своих ошибок, извлекать уроки из провалов. 

Как с этим справиться — в первую очередь отказаться от категоричности. Оценивать не только свое мнение, но и выслушивать других людей. Главное, чтобы люди были компетентны в том вопросе, по которому вы принимаете решение. 

Слушать некомпетентных людей хуже, чем вообще не иметь ответа, поэтому не верьте всему, что слышите. 

Не принимайте мнения за факты, основывайтесь на логике. Это особенно важно при работе в группе: если оценивать мнения, то доминировать будет самый авторитетный участник, а не тот, кто разбирается в вопросе лучше. И это не только несправедливо, но и контрпродуктивно.

По Далио, свое мнение всегда стоит ставить под сомнение. Если вы принимаете важное решение, оцените свою точку зрения со всех сторон, старайтесь быть объективными, учитывайте даже ту информацию, что вам не нравится. 

Всякий раз, когда я вижу то, что неправильно, я исхожу из мнения, что это я ошибаюсь и пытаюсь понять, какое в этом рациональное зерно. 

Не бойтесь менять свои взгляды люди поменявшие свои взгляды, потому что узнали нечто новое, выигрывают, тогда как те, кто упрямо отказывается учиться, проигрывают.

Как достичь поставленной цели

Успех — это мечты + реальность = целеустремленность. Люди, витающие в облаках, создают себе проблемы. Многие не хотят замечать реальность, если она не соответствует их ожиданиям. Это плохо, так как важно понимать негативные тенденции и реагировать на них, а вот за хорошими тенденциями можно просто наблюдать. 

Оценивайте свои возможности объективно. Не стоит брать те задачи, которые вам не по силу, не переоценивайте себя. Самая большая ошибка — оценивать себя необъективно. Есть 4 стратегии работы со слабостями:

  • отрицать их, как поступает большинство людей;
  • принять и работать над ними, чтобы стать лучше;
  • принять и найти способы их обойти, например, делегировать неприятную работу;
  • поменять цель, если понимаете что ее невозможно достичь из за ваших слабых сторон. 

Первый вариант — худший. Второй тоже может стать худшим, если вы будете бороться с теми слабостями, которые слишком сложно или невозможно победить. Третий вариант — самый легкий и простой, но его выбирают реже всего, а четвертый потребует от вас гибкости. 

Не беспокойтесь о том, чтобы казаться хорошим, беспокойтесь о том, чтобы добиться своей цели.

Не сваливайте все на обстоятельства. Они у всех разные, но каждый может сделать конкретно свои обстоятельства немного лучше, если будет нести ответственность за результат. Те, кто продолжает что-то делать вопреки обстоятельствам, успешнее, чем те, кто опустил руки.

Важно принять объективную реальность и работать с ней. Берегитесь самой распространенной ловушки: желания, чтобы реальность работала по-другому или чтобы изменились ваши обстоятельства. Вместо этого примите существующую ситуацию и постарайтесь извлечь из нее максимум. В конце концов, в этом и есть смысл жизни.

Определите приоритеты. Вы в состоянии получить почти все, что хотите, но вы не можете получить все. Жизнь похожа на шведский стол: выбор цели означает, что вы должны отказаться от лишнего. И тут многие впадают в ступор, не могут отказаться от других благоприятных возможностей ради цели или преследуют много целей одновременно. В итоге не добиваются ничего или почти ничего.

Не путайте цели и желания. Цель — то, чего вы действительно хотите достичь. Желание — то, чего вы хотите, но что может помешать достичь цели. Примирите цели и желания. Полностью раскрыть потенциал вы сможете, если и желания, и цели кажутся вам правильными.

Есть вероятность, что у вас не хватит времени на мелочи, но это лучше, чем когда времени не хватает на что-то важное. Избавляйтесь от ненужных деталей, чтобы видеть главное. Как справедливо говорят: усложнить может каждый, а упростить только умный.

Не путайте успех с его внешними атрибутами. Дорогие туфли или автомобиль на самом деле не сделают вас счастливыми.

Гибкость и ответственность. Ничто не помешает вам достичь желаемого, если вы обладаете гибкостью и ответственностью. Гибкость позволяет принять то, чему учит реальность и другие люди, персональная ответственность нужна, чтобы воспринимать свои ошибки и достижения, как результат своих действий, а не волю обстоятельств.

Каждая проблема — это возможность, и так их следует воспринимать. 

Как работать в команде

Правильно подбирайте людей. Ищите людей, которые задают много хороших вопросов, тех, кто с вами на одной волне, но способны поспорить. Остерегайтесь людей, считающих, что стыдно чего-то не знать. Таких, как правило, больше заботит внешняя атрибутика, чем реальные достижения. 

Правильные сотрудники обладают соответствующими личностными характеристиками и способностями. Личностные характеристики — объективность, предельная прозрачность и глубокая приверженность миссии компании. Способности — необходимые знания и навыки, чтобы на высшем уровне справляться со своей работой. Люди с перекосом в одну из этих сторон опасны и для себя, и для компании. Люди, у которых обе стороны сбалансированы, на вес золота. 

Будьте честны. Принцип жестко, но справедливо действует и в работе, и в отношениях. Чтобы добиться успеха, нельзя идти на компромисс там, где компромисс невозможен. 

Сделайте свою страсть и работу единым целым, и занимайтесь этим с людьми, с которыми вы хотите быть рядом: 

  • Не бойтесь правды. Будьте последовательны, требуйте того же от остальных.
  • Не говорите о человеке того, что не осмелитесь сказать в лицо, и не обвиняйте заочно. 
  • Не позволяйте лояльности к людям встать на пути объективности и благополучия компании. 

Когда от людей утаивают правду, это может сделать их счастливее на какое-то время, но не сделает умнее в будущем. Когда люди точно знают, что могут доверять сказанному вами, это становится вашим активом. Практически в любой ситуации, лучше говорить правду, даже когда вы чего-то не знаете или у вас плохие новости. 

Как сказал Уинстон Черчилль: «Нет худшего стиля руководства, чем подпитывать ложные надежды, которые скоро разрушатся»

В некоторых компаниях сотрудники покрывают ошибки руководителей, руководители отвечают им тем же. Сотрудники занимают должности, которым явно не соответствуют, благодаря хорошим отношениям с начальником. Применение двойных стандартов при оценке разных людей — завуалированная форма коррупции.

Не бойтесь честной критики. Мысль, что придется заглянуть в глаза пугающей действительности, вызывает у большинства людей ступор. Чтобы справиться с этим состоянием, нужно осознать, что неправда гораздо хуже правды. Напоминайте себе, что конструктивная критика — самая ценная обратная связь, которую вы можете получить, избавляйтесь от потребности в пустых похвалах. 

Похвалить человека не сложно, а вот указать на его ошибки и слабости, чтобы он понимал, на что обратить внимание, — сложнее. Это неблагодарное занятие, но оно приносит больше пользы в перспективе. Многие предпочитают похвалу, но объективная критика полезнее. В целом, чтобы помочь кому-то добиться успеха, нужно сделать две вещи:

  1. Позволить человеку видеть его провалы настолько ясно, чтобы мотивировать изменить ситуацию.
  2. Показать, что ему надо либо изменить то, что он делает, либо положиться на других там, где у него есть слабые места. 

Если пойти только по первому пути, можно дезорганизовать человека, которому вы стараетесь помочь. А если комбинировать оба варианта, это оказывает стимулирующее действие.

Все совершают ошибки. Разница лишь в том, что успешные люди на ошибках учатся, а неудачники нет. Если вы создадите атмосферу, в которой сотрудники не боятся допустить ошибку и способны извлечь из нее урок, вы увидите, насколько быстро начнет прогрессировать компания, и что действительно серьезных ошибок становится меньше.

Мне кажется, если вы вспомните себя год назад и не ужаснетесь, каким глупым вы были, значит, вы ничему не научились

К сожалению, лишь единицы способны честно признать свои ошибки. Не позволяйте желанию быть всегда правым взять верх над потребностью узнать истину.

Любой человек, за успехом которого вы наблюдаете, успешен только в том, на что вы обращаете внимание, — я гарантирую, что в этот самый момент он терпит неудачу по многим другим фронтам.

Люди, к которым я испытываю самое глубокое уважение, — те, кто способен принять провал с достоинством. 

Однако с осторожностью давайте сотрудникам второй шанс после провала. Так вы можете не дать возможности проявить себя другому человеку с более высоким потенциалом. Также сотрудник, которому вы даете второй шанс, может продолжить делать то, с чем не справляется, заниматься работой, для которой не подходит. 

Будьте компетентны. Если вы не можете эффективно что-то сделать, не считайте себя вправе указывать другим, как это делать. Некоторые постоянно терпят неудачи, но упорно придерживаются мнения, как следует поступать, даже когда оно противоречит точке зрения тех, кто постоянно добивается в этом деле успеха. Это глупо и высокомерно. Собственное мнение — дело нехитрое, оно есть у каждого, и, к сожалению, часто оказывается бесполезным и даже вредным. 

С наибольшей вероятностью компетентное мнение высказывают люди:

  • успешно справившиеся с задачей, о которой идет речь, не менее трех раз;
  • имеющие четкое объяснение причинно-следственных связей, на основании которых они принимали решения. 

Если человек не попадает ни в одну из этих категорий, его нельзя считать компетентным. 

Особенно следует остерегаться людей, раздающих советы, но не работавших «в поле», а также людей со слабой логикой. Они опасны для самих себя и окружающих. 

Резюме: Книга стоит того, чтобы ее прочитать и поставить на полку в библиотеке, чтобы периодически заглядывать. Единственный минус: первая часть «Мои истоки», где Далио рассказывает свою биографию, написана скучно и затянуто. Но автор честно предупреждает, что ее можно пропустить, можете так и сделать.