Книга в трех измерениях. Рецензия на «Живой текст» Карен Визнер

 

Издательство МИФ иногда присылает мне почитать книги. В этот раз на рецензию попала Карен Визнер и ее «Живой текст. Как создавать глубокую и правдоподобную прозу». Название не понравилось сразу: живые, сочные, вкусные и прочие тексты вызывают у меня отторжение. Но я зря напрягалась: сама книга оказалась полезной, особенно в конце. С него и начну.

Для справки: Карен Визнер за 19 лет написала 122 книги.

Уроки редактуры от Карен Визнер

В конце книги автор рассказывает, как работает над проектами. Ее методы пригодятся не только писателям, поэтому я сделала подборку из самых полезных советов:

  1. Заводите сюжетные папки. В такие автор складывает наброски и идеи по каждой книге. А вы можете собирать в них информацию и идеи для своих проектов, больших статей, постов в соцсети. Я так и делаю.
  2. Пишите подробный план. Автор пишет не просто план по пунктам, а первый краткий черновик текста. Это помогает увидеть недостатки в структуре или сюжете до начала его проработки. Я не пишу планы для текстов, но делаю похожие краткие черновики. Они потом обрастают мясом и превращаются в статью. Так что прием рабочий, рекомендую.
  3. Будьте дисциплинированы. Карен уверена, что самое важное в работе писателя — дисциплина. А не вдохновение, как думают новички. Мне нечего добавить).
  4. Делайте паузы. Между подготовкой плана, первым наброском текста, редактурой и финальными правками — от 2 недель до 2 месяцев. По мнению автора, это помогает по-новому взглянуть на текст, не растерять творческий азарт.
  5. Не смешивайте разную работу. Редактура и написание текста — разные процессы. Не стоит редактировать текст, пока пишете. Иначе не получится посмотреть на него свежим взглядом.
  6. Будьте логичны. Книга — конструктор, который складывают из пазлов информации. Все эпизоды должны плавно переходить друг в друга, развязка вытекает из текста и оправдывает ожидания читателя.
  7. Параллельно работайте над проектами. Мой любимый совет. Автор одновременно пишет одну книгу, редактирует другую, собирает идеи для третьей. Это повышает продуктивность и помогает не утомиться от однообразной работы. Я так пишу большие статьи: сразу 2-3 на разных этапах.

А теперь перейдем к содержанию книги.

Что такое трехмерное повествование

Автор считает, что у книги три измерения:

  • длина — сюжет.
  • ширина — композиция.
  • глубина — богатство образов.

Такой текст объёмный, поэтому реалистичный и красочный — правдоподобный. Трехмерность текста переносит читателя в мир, нарисованный автором.

Главное, что Карен не только рассуждает о трехмерности. Ее книга — практическое руководство с примерами, подробными объяснениями, упражнениями, таблицами для тренировки. Автор считает, что прописать черты героев, сюжет и обстановку нужно до начала работы над произведением — они должны дополнять друг друга. И в книге есть все инструменты, чтобы это сделать.

Трехмерные герои

У трехмерного героя есть прошлое я, настоящее я и будущее я. То есть по тексту понятно, что с героем случилось в прошлом, что происходит сейчас, какие изменения ждут в будущем. Прошлое героя — куски предысторий, разбросанные по книге. Его будущее — интрига для читателя.

Характер героев автор советует делать контрастным и ярким, узнаваемым. Желательно использовать символы, которые будут ассоциироваться с персонажем. У всех главных героев прописывают навыки, таланты, склонности, положительные и отрицательные черты.

Трехмерный сюжет и антураж

У сюжета тоже есть прошлое, настоящее и будущее. С персонажем случается событие, в результате виден конфликт, причины которого ясны из предыстории. У героя появляется цель и мотивация решить конфликт. В итоге он делает сложный выбор, приводящий к развязке.

Автор дает простую канву для любой истории:

  • Кто? — Персонаж.
  • Что делает? — Цель.
  • Почему? — Мотивация.
  • Почему не может сделать сразу? — Конфликт.

У персонажа есть внешние и внутренние конфликты: внешние мешают достичь цели, а внутренние — его переживания. Они должны находить отклик у читателя. К развязке конфликты решаются, а герой растет духовно. Ожесточенность конфликта должна расти, иначе читатель потеряет интерес.

В истории важен и трехмерный антураж — ключевые детали обстановки. Их также прорабатывают в трех временных изменениях. Автор считает, что место действия — не просто фон, а контекст книги.

Трехмерные эпизоды

Карен пишет, что в книге всего три типа эпизодов:

  • вступительные — динамичные, вовлекают читателя.
  • переходные — самые сложные, нельзя потерять интерес читателя.
  • заключительные — развязка логически вытекает из текста.

Эпизоды связывают, чтобы читатель переходил от одного к другому. Каждый строят по схеме: когда, кто, что, где, затем переход к следующему.

И тут есть действительно важный совет: начало книги, то есть первые 200 слов — единственный шанс зацепить читателя. Автор пишет: пейзажные зарисовки и пустословие отталкивают от чтения книги. Аргумент, чтобы перестать лить воду в первом абзаце статей, верно? Это не катит даже в художественной литературе.

Что я думаю

Рекомендую к прочтению. Я не собираюсь пока писать книгу, поэтому многие советы и упражнения мимо кассы. Но о потраченном времени не жалею.

Мне понравилось:

  • примеры, упражнения, таблицы — садись и пиши;
  • советы, которые подойдут не только авторам художественных текстов;
  • стиль — написано не скучно, я прочитала книгу за 3 вечера.  

Купить книгу «Живой текст. Как создавать глубокую и правдоподобную прозу» можно на сайте издательства МИФ