Как написать статью для корпоративного блога: небольшой чек-лист

Заметила, что новые авторы совершают одни и те же ошибки, например, не пытаются понять, для кого пишут текст, или не знают элементарных правил оформления. И даже опытные авторы не всегда понимают, что работа над статьей в блог — это не только взять у редактора тему и что-то по ней написать. 

Я составила небольшую инструкцию по работе со статьями, которая будет полезна для авторов и тех, кто сам пишет статьи в блог своей компании.

Этап 1: определяем цели и задачи текста

Начать работу стоит с формулировки цели — зачем вы пишете статью, и задач — как вы будете достигать цели. Чтобы обозначить цель и задачи, надо понять, кто будет читать статью и зачем ему это. 

Простой пример: мы пишем статью «Что изменилось в жилищном законодательстве в 2020 году»

  1. Если аудитория — обычные люди, значит, цель — рассказать, что поменяется в их жизни: может быть, они будут платить больше налогов или им будет сложнее продать квартиру. Задача — объяснить изменения простым языком, без сложных юридических терминов, как эксперты для широкой аудитории.
  2. Если аудитория — практикующие юристы, цель — посмотреть на изменения с их стороны: может быть, теперь поменяется форма договора купли-продажи или чаще будут споры с налоговой. Задача — написать так, чтобы эксперты в теме узнали нужную информацию и поняли, что мы тоже эксперты. 

На этом же этапе стоит подумать, а зачем такая статья компании? Привлечь трафик, показать опыт, рассказать о продукте? Это также может повлиять на подачу материала. 

Этап 2: подбираем ключевые слова

Конечно, автор не должен собирать семантическое ядро для сайта. Но если ключевых слов к тексту никто не дал, можно самостоятельно оптимизировать статью и улучшить ее ранжирование в поисковых системах. 

Ключевые слова можно подбирать с помощью Яндекс.Вордстат — это самый простой способ. Для этого надо подумать, по каким запросам могут искать статью, проверить их через сервис и выбрать те, что подходят под тему, включая фразы из блока похожих запросов. 

Также ключевые слова можно посмотреть с помощью анализа страниц Serpstat. Ищем в топе поиска тексты конкурентов на ту же тему, копируем адрес страницы в сервис и получаем список ключевиков, которые они использовали в статьях. Похожие функции есть и у других сервисов.

Главное правило оптимизации текста — ключевые запросы обязательно добавляют в заголовок и подзаголовки, а также равномерно распределяют по статье так, чтобы их не было слишком много. 

Обязательно используем синонимы, не надо везде добавлять один и тот же ключ. Все слова и фразы можно склонять, поисковые роботы не перестанут их понимать.Не надо добавлять ключевые слова в ущерб читаемости текста: если что-то не подходит, убираем и не паримся. 

Кроме того, надо прописать Title (до 70 символов) и Description (до 150-160 символов). Это короткое описание вашей статьи, которое появится на странице поиска. Оно также влияет на ранжирование текста, в него нужно вписать ключевые слова. 

Этап 3: собираем фактуру

От качества фактуры, то есть фактов и примеров, на основе которых вы будете писать статью, напрямую зависит ее качество. Чтобы материал получился экспертным, фактура должна быть из достоверных источников: это могут быть законодательные акты и судебные решения, технические инструкции и мануалы, клинические рекомендации по лечению и научные исследования — все зависит от темы. 

Еще один источник информации — эксперты, это могут быть специалисты, работающие в компании, или сторонние специалисты, которых нужно найти и уговорить поучаствовать в создании материала. Искать их можно на сайтах вроде Pressfeed.ru, в группах соцсетей, через знакомых. 

Перед тем как идти к эксперту, стоит покопаться в источниках, внимательно изучить все, что может пригодиться. Это нужно, чтобы не тратить время эксперта на рассказ о том, что есть в свободном доступе. Надо понять, чего вам не хватает для хорошего текста, составить список вопросов и уже с ним идти к специалисту. Это, конечно, не касается случаев, когда вся статья основана только на опыте эксперта, например, интервью или кейс.

Этап 4: составляем план статьи

Вам нужно провести читателя от заголовка до конца статьи. В этом помогает продуманная структура. Именно с помощью плана получится структурировать фактуру, понять, где и о чем писать. Чем больше текст, тем сложнее его написать без плана, не запутавшись в собранной информации. 

Если статья большая, я составляю подробный план текста, распределяя собранную информацию между модулями. Сразу же могу прикинуть, куда и как вписать продукт или кейс компании, какие картинки и скрины нужны, какие схемы заказать у иллюстратора, где сделать таблицу или добавить что-то еще. 

Вот так выглядит план первых трех модулей текста:

Финансовый прогноз стартапа: как понять, что бизнес не рухнет
Проанализировать рынок и понять его емкость

Что это и зачем нужно

Сколько покупателей на рынке

Как узнать

Пример расчета

За сколько покупатели покупают такие товары

Как узнать

Пример

Емкость рынка

Как посчитать

Пример расчета

Комментарий эксперта

Составить таблицу доходов

Что это

Как составить

Пример расчета

Сама таблица (пример)

Комментарий эксперта

Смоделировать воронку продаж

Что это

Как смоделировать

Пример

Врезка с продуктом: виджет воронки

Схема воронки

Комментарий эксперта

 

С таким планом легко понять, в каких блоках не хватает фактуры. Например, можно увидеть, что где-то мало примеров, значит, надо их найти. Или понять, что забыли что-то уточнить у эксперта и сделать это, пока он еще настроен работать над статьей. 

Этап 5: пишем и редактируем статью

Удобнее прорабатывать каждый модуль статьи по плану. Я, как правило, каждую часть пишу как отдельную маленькую статью. В конце вычитываю текст целиком и проверяю логичность переходов между модулями. Заголовок и лид обычно придумываю в конце, начинать с них сложно, проще сначала поработать над текстом. 

Готовую статью лучше отложить на день-два, дать отлежаться, только потом редактировать. Это нужно, чтобы посмотреть на материал свежим взглядом, не пропустить ошибки и погрешности. 

Редактировать стоит в несколько этапов: сначала еще раз пройтись по структуре, посмотреть, все ли логично, нет ли пробелов или лишней информации. Затем вычитать каждый модуль, проверить логику, понятность, посмотреть, не надо ли что-то добавить или убрать. Также проверяем, нельзя ли дополнительно облегчить статью, например, заменить сплошной текст списком или вынести информацию в таблицу. 

Затем идет редактура на уровне предложений и слов — разбиваем и упрощаем длинные и сложные предложения, вычищаем лишние слова, исправляем ошибки. Я обычно читаю статью вслух, так лучше слышно, что и где не так. 

В конце проверяем картинки и подписи к ним. Также стоит сделать описания иллюстраций для поисковых систем — прописать Alt в 4-5 слов, добавив ключевики. 

На финальном этапе я проверяю статью Орфограммкой — этот сервис часто показывает лишние ошибки, зато помогает увидеть пропущенные опечатки. Иногда могу прогнать текст через Главред, если не уверена, что везде убрала проблемы с синтаксисом и канцелярит. 

Этап 6: оформляем статью

Хорошему автору не все равно, как будет выглядеть его статья после верстки, поэтому стоит уделить немного времени ее оформлению.

В первую очередь проверяем подзаголовки — все ли выделены стилями, и смотрим, чтобы в статье не было слишком больших абзацев. Затем выделяем цитаты, врезки и другие визуальные элементы — это улучшает сканируемость материала, помогает читателю понять смысл статьи при беглом чтении. На этом же этапе оформляем ссылки на продуктовые страницы и продуктовые врезки, если не добавили их раньше. Обязательно делаем перелинковку — вставляем в статью ссылки на другие статьи блога, которые подходят по теме.  

Мой совет — если вы первый раз пишете в блог, посмотрите, как там оформляют тексты, какие визуальные элементы используют и сразу оформите статью под площадку.

Пошаговая инструкция: как написать статью в блог

  1. Понять, для кого вы пишете статью, какой цели она помогает достичь, что должен сделать или подумать читатель после прочтения. 
  2. Собрать ключевые слова, которые позже вы добавите в материал. 
  3. Собрать фактуру в надежных источниках и у экспертов.
  4. Составить план, распределив собранную фактуру по разделам статьи.
  5. Написать статью, отложить ее на пару дней, а потом отредактировать.
  6. Оформить текст так, чтобы читателю было легко его просканировать глазами и понять суть.

На обложке: Разноцветные зебры. Кристина Виверс